Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение. Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу. За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе. Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе! В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка. Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы. Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой. Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни". Методист школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист. Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела. Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.
Памятка для молодого специалиста
1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли технические средства обучения, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных учащихся. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени. 2.Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих. 3.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый учащийся постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины. 4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. 5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами. 6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите учащемуся, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. 7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учащихся, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия. 8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. 9.Удерживайтесь от излишних замечаний. 10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
Рекомендации молодому учителю
Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми. Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую. Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения. Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь". Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи. Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого. Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт. Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает. Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным. В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство. Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам. Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости. Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
Памятка для наставника молодого педагога
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним. 2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий. 3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем. 4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ. 5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать. 6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации. 7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы. 8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе. 9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк. Мастерство и творчество учителя Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что многие ученые считают её «проблемой века», и решение её лежит в целом ряде областей, в том числе и в образовательной, т. е. в современной школе. В этой ситуации на первый план выдвигается личность педагога, ведущей профессиональной характеристикой которого является способность к творчеству. Именно педагогическое творчество учителя способно решать проблему функционирования любого общеобразовательного учреждения, обеспечивать потребность общества в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи, нестандартно реагировать на изменения современного техногенного общества. Творчеству учителя посвящено значительное количество работ. Но все авторы связывают творчество учителя с профессиональной компетентностью. В педагогической деятельности это - методическое и диагностическое творчество (поиск новых методов и приемов обучения; нахождение новых способов изучения учащихся). В педагогическом общении – это коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных задач; новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке; создание новых форм общения в групповой работе и т. д.). В сфере личности – это самореализация учителя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования. Ученные выделяют следующие уровни педагогического творчества: Первый уровень творчества – это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по её результатам. Но он действует « по методичке», по шаблону, по опыту других учителей. Второй уровень – это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения. Третий уровень – эвристический. Педагог использует возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития класса. Итак, главные уровни: оптимизации, эвристический, личностно – самостоятельный. Педагогическое творчество – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до её преобразования, что и составляет суть и динамику творчества учителя. Интерес вызывает обсуждение вопроса мастерства и творчества в деятельности учителя. Известно, что педагогическое мастерство и педагогическое творчество тесно связаны, но не тождественны. Педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов. Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов, хорошее знание своего учебного предмета, достижение стабильно высоких результатов в знаниях учащихся. Каждый учитель при желании может стать мастером своего дела. Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового. Возможно следующее видение творчества: 1. Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, т. е. обнаружение учителем вариантов нестандартных способов решения педагогических задач (эти способы уже известны, описаны, но учитель их открывает для себя). Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из веера возможных, использование старого приема в новых, изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника себе самому и другим. Этот уровень творчества осуществляют большинство учителей в своей работе. 2. Творчество в более узком понимании – открытие нового и для себя и для других, новаторство. Это создание новых, оригинальных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественный педагогический опыт. Новаторство – это особый тип мышления, включающий, прежде всего способы обнаружения всеобщих проблем с последующим оригинальным решением и возвращение его в педагогическую практику. Это способность модифицировать, комбинировать, ранжировать собственную деятельность в нестандартном ключе. Новаторство – это и особый тип личности, для которого характерна устойчивая профессиональная направленность, позитивная Я – концепция, умение защищать свои идеи, доказывать их новизну и дееспособность, это индивидуальность и авторская концепция, это вклад в науку и опыт. На этот уровень творчества поднимается не каждый учитель, хотя этот уровень творчества не закрыт для учителя. Вместе с тем этот путь обычно требует всей жизни педагога. Возможно ли обучение учителя творчеству? Н. Роджерс отмечал, что важно не заглушать креативность критикой, оценкой, осуждением. Основные условия, необходимые для стимуляции креативности – психологическая безопасность, эмпатическое понимание, свобода от оценок, а также климат психологической свободы, атмосфера дозволенности, игры, спонтанности. Замечено, что большую творческую активность обнаруживают учителя с широким запасом профессиональных знаний и умений, с более высоким уровнем мастерства. Наряду с этим целесообразно самоформирование учителем таких приемов, как cамоанализ и рефлексия того, на каком уровне мастерства он находится, укрепление гуманистической позиции (интереса к другому человеку), овладение приемами поиска нестандартных решений, импровизация, перевод запросов практики на язык науки, решение педагогических задач с неопределенным ответом, тренировка себя на переключение позиций и ролей, управление своим психическим состояниям и самочувствием. Творчеству будет способствовать и создание благоприятных условий в школе, развитие мотивации к творчеству, наличие собственной творческой концепции, продуктивной педагогической идеи. Что же еще может реально стимулировать творчество учителя? Его самообразование. Это процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности. Самообразование – потребность творческого и ответственного человека. Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется, контролируется самим учителем. Направлений самообразования множество: • профессиональное (предмет преподавания); • психолого-педагогическое (ориентирование на учеников и родителей); • методическое (педагогические технологии, формы, приемы, методы обучения); • историческое; • политическое; • информационно-компьютерные технологии; • охрана здоровья; • интересы и хобби. Формы самообразования: • индивидуальные; • групповые (методические объединения, творческие группы, семинары, тренинги, практикумы…). • Составляющие процесса самообразования: • изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы, приемы работы; • периодически проводить самоанализ своей педагогический деятельности; • совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии; • осваивать информационно-компьютерные технологии; С появлением в работе учителя компьютера и интернета повышаются возможности самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Что может сделать современный учитель при помощи компьютера и интернета? • Разработать комплекс электронных уроков • Разработать пакет тестовых материалов • Разработать пакет стандартного научного планирования по теме или группе тем • Комплект самостоятельных, практических и контрольных работ по предмету • Комплект раздаточного материала по предмету • Создать главу, страницу электронного учебника • Создать терминологический словарь по предметной теме, главе • Разработать сборник предметных кроссвордов • Разработать комплект тематических классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятий (игры, конкурсы….);
• Пакет олимпиадного материала по предмету • Пакет сценариев уроков с применением информационной технологии • Создать электронную библиотеку произведений художественной литературы, согласно программе. • Вести предметный кружок с использованием медиаресурсов Структура плана самообразования На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указывается: § Название темы § Цели, задачи § Предполагаемый результат § Этапы работы § Сроки выполнения каждого этапа § Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой § Способы демонстрации результата работы § Формы отчета о работе Организация самообразования осуществляется через ряд этапов: Диагностический: На каком уровне профессиональной компетентности находится конкретный учитель Насколько он способен к росту и развитию Способен ли он к самостоятельной деятельности. В какой методической помощи нуждается. Организационный: Создание условий для самообразования Подготовка научно-методических материалов Мотивация. Обобщающий: Изучение эффективности Анализ результатов Прогнозирование. Из всех этапов организации самообразования учителя самым сложным является мотивация его на повышение профессионального уровня, приобретение новых знаний. Известно, что в основе мотивации, т.е. побуждений личности лежат потребности. Потребности разнообразные, но именно они формируют внешнюю и внутреннюю мотивацию, которая способствует или тормозит процесс творческого развития педагога. К внешним мотивам относятся: потребность в материальном вознаграждении за свою работу, самоутверждение (высокий рейтинг в коллективе), стабильность, защищенность, боязнь осуждения. К внутренним мотивам относятся: Удовлетворение от самой деятельности Потребность отдавать знания, помогать, учить, быть нужным Психологическая готовность к новизне и движению вперед. Какие же стимулы можно использовать для профессионального развития учителя: Открытие собственного мастер - класса Возможность работать по определенной программе Возможность работать с определенным классом Иметь удобный график, расписание Содействовать получению гранта на реализацию проекта Содействовать утверждению авторской программы Направление на стажировку, курсы Предоставление времени на методическую работу Предоставление творческого отпуска в каникулярное время Дополнительные дни к отпуску Оплата научно-методической литературы Премии от спонсоров, родителей Обобщение опыта, содействие в публикации методических материалов Работа в экспертных группах Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы. Мотивацию повышают также отсутствие конфликтов, атмосфера уважения, гордости за профессию, поддержка, стимулирование инициативы. Обучение и развитие учителя не может останавливаться, прерываться, заканчиваться. «Учитель живет до тех пор, пока учиться, как только он перестает учиться, в нем умирает педагог», писал К. Ушинский. Творчество – один из важнейших элементов человеческой культуры. Каждый школьный учитель её творец и продолжатель.